Рецензия на фильм «Джек Райан: Теория хаоса»
Жанр | триллер, боевик |
Режиссер | Кеннет Брэна |
Сценарий | Адам Козад, Дэвид Кепп |
В ролях | Крис Пайн, Кира Найтли, Кеннет Брэна, Кевин Костнер, Алек Утгофф, Джемма Чан |
Бюджет | $60 000 000 |
В прокате | с 16 января 2014 |
Писателя нет с нами с прошлого года, но и игры, и фильмы, и, мне кажется, книги про его персонажей будут выходить еще очень долго. Том Клэнси сделал свою маленькую Вселенную. В играх и книгах существует мир, который очень похож на наш, но из-за некоторых событий во времена холодной войны, он начал жить совершенно по другим законам. Законам писателя Клэнси, а он мог придумать там все, что ему угодно.
Так родился персонаж Джек Райан. Холодная война, злые русские, разведка, боевые действия, интеллектуальные поединки, пока в один прекрасный момент Райан не стал президентом США. На этом посту, кстати, его приключения не закончились и про Райана-президента Клэнси успел написать еще несколько неплохих книг. Но чтобы смотреть «Теорию Хаоса» (неужто наши доблестные прокатчики-переводчики слышали про Фишера?) читать два десятка романов не нужно. Даже играть в игры и смотреть другие фильмы про него не обязательно. «Теория Хаоса» начинает историю Джека Райана с чистого листа, отдаляясь от первоисточника, но примерно с тем же набором врагов.
В центре внимания обычный солдат-доброволец Джек Райан (внезапно!), наш с вами современник. Мотивом к его службе стал уже не набирающий боевую мощь Советский Союз, а теракт «11 сентября». Но мотив-мотивом, а сражаться Райан снова будет с русскими, которые конечно не похожи на пещерных талибов, но тоже вполне себе террористы (общеизвестный среди американцев факт). Райана берут на работу в ЦРУ и не успел тот протереть штаны аналитика, как его отправили на невидимый фронт – раскрывать заговоры, что плетут московские олигархи. А заговоры такие, что весь арабский мир обзавидуется: злые русские придумали как уничтожить экономку США за один день. А всего-то надо утроить небольшой теракт и поиграть с курсом доллара. Но Райан не спит, и пока он стоит на ногах, дядюшка Сэм будет жив и здоров.
Райан, как я уже сказал, совсем другой. Это сопливый юнец, который еще толком не отслужив, получил ранение и провалялся в госпитале все обучение. Это человек который никогда никого еще не убивал. Он вообще непригоден к оперативной службе. Это не Итан Хант, и не Джейсон Борн. У него для этого нет харизмы, навыков, талантов и технологий. Исполняющий его роль Крис Пайн в одном из интервью говорил, что это оправдано тем, что его герой больше интеллектуальный шпион. Быть может. Но в фильме это совсем незаметно. Иногда он совершает чудовищно тупые поступки, иногда тупо сидит и смотрит на цифры, делая из них какие-то выводы. Что остается зрителю? Ну окей, Райан посидел перед монитором и разоблачил какой то заговор, не отрывая пятой точки. Зачем его в Москву тогда посылали? Неужто в ЦРУ кончились оперативники и они готовы поставить на зеленого паренька, пороху не нюхавшего, жизнь всей нации? Например, в сериале «Шерлок» подобное умозаключения героя визуализировали, но тут мы должны поверить авторам на слово, мол, герой для вас слишком умный, вам все равно не понять.
Из-за того, что фильм обращается к зрителю как к дебилу, из-за того, что 50% всех персонажей ведут себя как дебилы, из-за того, что тут зачем-то показывают Киру Найтли выходящую из душа (мы-то знаем, что лучше всего на нее смотреть одетой), фильм получается довольно посредственным. Зрителя надо уважать чуть больше, чем свои нестиранные носки, и я это сейчас говорю не из-за того, как американцы вновь видят Россию. К этому-то я как раз привычный, меня даже взрыв Кремля в последней «Миссии: невыполнимой» не смутил. Но в «Миссии» (тоже, кстати, в свое время больше интеллектуальный, чем экшен-боевик) все это было как-то весело, интересно, необычно. А «Райан» получился похуже, чем четыре предыдущие фильма про него, хоть там и клюквы было хватило на 200 литров морса.