С «Пантеоном» я познакомился ещё на Игромире 2014. Сюжет и вселенная как минимум интриговали. Мир представлялся «стимпанком», но местом действия была не Викторианская Англия или что-то на неё похожее, а Петроград, находящийся на стыке Царской России и СССР.
Причём «стык» был аж в двух смыслах. С одной стороны антураж начала двадцатого века, с радио-трансляциями, аристократами и промышленниками грызущимися за власть, дирижаблями характерными для альтернативно-исторического нуара. С другой стороны Петроград и географически разделён на Петрополь и Красный Город. Разделён границей между Конфедерацией под управлением контр-баронов и республикой С.Е.Р.П., на которые распалась Российская Империя после гражданской войны. Правда несмотря на идеологии вековой давности, накалённые отношения между ними скорее напоминают бывшие республики СССР.
Так что на деле комикс уже с первых выпусков стал выходить за рамки объявленного жанра. К боевым роботам работающим на «красном угле» присоединились настоящие киборги и даже «генетически модифицированные» солдаты с полу-животной внешностью. Воротилы криминального мира (занимающие львиную долю политической линии) ведут себя скорее как «братки» из девяностых, чем банды более раннего времени. На страницы даже пробилось немного попсы с матюгами. Да и вообще, время действия основного сюжета «Культа Двуличия» это именно 1991 год, пусть и альтернативный.
Начинается этот сюжет с пациента психиатрической клиники Августа Канцера. Его обвиняли в массовых убийствах и пытках, однако признали невменяемым. Что не так уж странно, учитывая жуткий теракт, который Канцер пережил в 1986 году. Теракт был устроен в парке развлечений религиозным фанатиком называющим себя «Голокость», ровно в день смерти императора Станислава I, положившей начало той самой гражданской войне.
То есть сам-то теракт отношения к войне не имел — дело было в императорских наследниках не поделивших власть. Однако, как мы убедимся в последствии, «восхождение» Голокости случилось именно в тот день не по причине простого совпадения.
Вообще, разного рода сюжетные откровения ждут вас во всех выпусках комикса. В первом выпуске Канцер и ещё несколько «условно освобождённых» расследуют три массовых расправы, случившихся в одну ночь накануне губернаторских выборов в Петрополе. И, разумеется, выяснится, что между всеми тремя есть связь, а каждый инцидент на самом деле преследовал совершенно иные цели, чем могло показаться на первый взгляд. Однако ближе к концу «Культа Двуличия» выяснится, что на самом деле и эти цели были лишь прикрытием.
Дабы не спойлерить слишком много, ограничусь лишь именами основных «игроков». Уже знакомый нам Голокость (который таки оказывается жив-здоров), стал за пять лет главой всего криминального мира Петрополя. Специальная Служба (часто сокращаемая автором до СС, что как бы намекает) действует в интересах Виктора и Фемиды Камневых — только вступивших в борьбу за власть над городом (Фемида — одна из кандидатов на грядущих выборах). И Орден Мудрейшего Энцифалона — этакий аналог Тамплиеров созданный Императором Станиславом I во время Мировой войны между Россией и Азиатским Синдикатом. Сам Энцифалон — это квантовый суперкомпьютер, способный предвидеть будущее, а Орден включает в себя нескольких амбициозных личностей (в том числе из СС и окружения Голокости), намеренных изменить баланс сил.
Да, это только главные фракции. Концентрация событий и раскрывающихся читателю связей просто не позволяет рассказывать о сюжете без спойлеров. Кстати, даже сейчас, когда я пишу эти строки, то держу «Культ Двуличия» под рукой, чтобы не забыть или не перепутать чего либо важного. А ведь я уже читал сборник два раза.
На втором месте после сюжетных перипетий стоит экшен. Отстаёт с не очень большим отрывом, если считать по площади, занимаемой на страницах. А вот если считать по времени, которое вы будете тратить на чтение пояснений автора и рассуждений персонажей (любят они пускаться в философствования и споры), разница будет серьёзнее.
Тем не менее сами сцены прорисованы во всех деталях. Кровь, кишки (впрочем до них дело доходит нечасто), взрывы, яростное пламя — всё это сопровождает «героев» (кавычки намеренные) в ходе боевых столкновений. Будь то операция спецназа, бандитские разборки или классические поединки сверхлюдей — художник везде постарался сделать действо максимально динамичным и эпическим.
Каждый из эпизодов, будь то драки, речи или что ёщё, чётко определяется не только единым местом/временем/действием, но и стилем с цветовой гаммой. Синий полумрак во время «инцидента» в ночлежке, обилие зелёного в обители «Ордена Мудрейшего Энцифалона», стилизованные флэшбэки и проповеди Варравы — каждое событие окрашено своим неповторимым настроением, которое вы не спутаете с другими.
А вот перепутать последовательность событий или «лояльность» персонажей друг к другу — это раз плюнуть. Последняя так и вообще вещь непостоянная. Кто-то кого-то предаёт, кто-то кем-то манипулирует. «Планы внутри планов внутри планов» — принцип, озвученный ещё в «Хрониках Дюны» Фрэнком Хербертом, в шести выпусках «Пантеона» имеет просто запредельную концентрацию.
Но и хронология в комиксе не совсем последовательна. Если первые два выпуска — это чисто Канцер и Ко, которые от расследования трёх массовых расправ, переходят к собственному участию в мясорубке для освобождения сына Графа Маленкова (кто и зачем его похитил — это отдельная история). Но вот третий и четвёртый рассказывают совсем о других персонажах и что они делали до основного сюжета. И лишь в последних двух главах «Культа Двуличия» все линии сливаются в единый поток боёв, махинаций и откровений.
Впрочем, даже со многими вроде бы раскрытыми интригами ещё больше остаётся недосказанным. В частности осталось много тайн в истории с Культом Потерянного, заменившим Христианскую Церковь. А это ведь едва ли не центральная линия комикса. Само название «Пантеон» отсылает к проповедям Варравы, который два тысячелетия назад призывал к свержению Бога-тирана, обещал всем Новый Олимп, Вселенский Апокалипсис и прочее. Правда его потом обезглавили, но религия осталась, да ещё и с прилагавшимися пророчествами.
«Потерянный» Варрава должен был вернуться, да не один, а во главе целого Пантеона греческих богов. Каждому из них он, согласно «Книге Порождения», даст по священному финику. Вот только на самом деле это никакие не финики, а яйца жука Пара-Зайта (да именно так и пишется). Жук этот питается не только плотью, но и пси-излучением, то есть самими мыслями и агонией умирающих вокруг людей. Но одновременно он и наделяет своего носителя нечеловеческой силой и всякими способностями — регенерацией, сверхбыстрыми рефлексами. Даже ограниченной телепатией.
Именно ради обретения такой мощи, Голокость и устроил бойню в парке развлечений — она должна была «подпитать» жука в его теле. Однако из-за Канцера всё пошло не по плану и несостоявшийся глава Пантеона вынужден был на пять лет залечь на дно, зализывая раны и готовя новое «восхождение».
Разумеется, Канцер оказался тогда в парке не случайно. Однако кто это подстроил, тоже находится даже не в области догадок. Ведь «Культ Двуличия» — это только первые шесть запланированных из двенадцати глав «Пантеона». И только в будущих выпусках (а также сюжетных ответвлениях) сценарист комикса, Филипп Соседов обещает, наконец, раскрыть то, что осталось недосказанным.
Обещания обещаниями, но у Соседова ушло пять лет на публикацию «Культа Двуличия». В конце тома, где под одной обложкой собраны все шесть выпусков, есть даже краткая история о мытарствах с которыми было сопряжено издание каждого. Как долго Филипп обивал пороги издательств. Как талантливый художник Роман Онищенко, нарисовав четыре выпуска, вынужден был уйти на вольные хлеба, поскольку денег полученных с самого комикса едва хватало на то чтобы окупить проект. Эти и ещё много других проблем и накладок (как финансового, так и личного свойства) срывали планы по печати в и без того непростом деле издания российского авторского комикса. После всего рассказанного Филиппом, чудом можно считать сам выпуск «бумажного тома» в 2016 году.
И на сегодняшний 2019 год спин-оффы «Трой Беринг» и «Протокол Персефона», а также собственно продолжение основной линии под названием «Кодекс Двуличия» до сих пор остаются на стадии препродакшена. Так что вряд ли стоит ожидать раскрытия всех тайн «Пантеона» в обозримом будущем.
Другое дело, что несмотря на авторские недомолвки «Культ двуличия» всё равно представляет собой завершённую (ну относительно завершённую) историю о клубке заговоров вокруг губернаторских выборов. С глубокими и нетривиальными персонажами, жестокой борьбой, и скрытым религиозным подтекстом. Если вы хотите приобщиться к этой самобытной вселенной и знаковому образцу российских комиксов, то покупка вполне оправдана. Тем более что финансовая подпитка автора сегодня повышает шансы на то, что выход обещанных комиксов когда-нибудь состоится.